Помощь детям в экстремальных ситуациях
07.06.2023
Помощь детям в экстремальных ситуациях
Травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием. Это могут быть ситуации угрозы жизни для самого ребенка или значимых близких, например, боевые действия, широкомасштабные природные и техногенные катастрофы, аварии и т.д.
Ребенок, переживший травматические события, может ощущать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и Вы.
У некоторых детей переживания могут возникнуть сразу же после события, у других — спустя некоторое время. Каждый ребенок может реагировать различным образом, даже если это дети из одной семьи.
ПЕРЕЖИВАЯ ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, ДЕТИ МОГУТ:
- стать более активными и беспокойными, легко огорчаться и плакать;
- злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
- бояться, что экстремальная ситуация повторится и спрашивать, когда это случится вновь;
- беспокоиться, как они смогут выжить, и что может случиться с ними;
- бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;
- пугаться громких голосов, дождя, грозы;
- вести себя так, как будто они младше, чем на самом деле (могут опять сосать соску, мочиться в кроватку, проситься на руки);
- быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
- чувствовать вину, что они были причиной события из-за предшествующего «плохого» поведения;
- отказываться ходить в школу или в детский сад, боясь оставаться где-либо без Вас.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
× Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, пережившего экстремальную кризисную ситуацию, и, тем более, потерявшего кого-либо из близких.
× В первые недели может появиться стремление к изоляции, одиночеству, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь с терпением, старайтесь не показывать своего удивления, не заставляйте ребенка делать что-либо вопреки его воле. При этом нельзя и потакать всем его желаниям, особенно из чувства жалости.
× Если ребенок хочет поговорить, обязательно найдите время его выслушать. Будьте готовы к вопросам ребенка и всегда будьте честны с ним. Объясняйте суть обрядов (касаемо похорон), смысл молитв. Не стоит употреблять фразы: «Тебе это не понять», «Поймешь, когда вырастишь». Говорите спокойным тоном.
× Чаще прикасайтесь к ребенку, дотрагивайтесь до него, обнимайте. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.
× Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).
× Не уставайте уверять ребенка: "Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе". Повторяйте эти уверения многократно, ребенку важно знать, что ему есть, на кого положиться.
× Время от времени напоминайте ребенку, что ситуация более стабильная, что взрослые знают (или решают), что делать.
× Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным.
× Внимательнейшим образом прислушивайтесь к переживаниям ребенка, его страхам, тревоге, беспокойству, чувству вины. Никогда не говорите ему по поводу них: "Ты ведь так не думаешь, не правда ли?". Напротив, полезно спросить: "Тебя что-то беспокоит? Что именно? Ты боишься, что...". Это поможет и родителю, и ребенку прояснить свои чувства.
× Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально. Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. Объясняйте ребенку, что плакать не стыдно.
В КАКИЕ ИГРЫ ИГРАТЬ?
þ Поощряйте активные игры Вашего ребенка. Если он будет воспроизводить военный сюжет (строить баррикады, инсценировать стрельбу, ранения, смерть), не запрещайте это делать – таким образом ребенок снижает своё напряжение.
Напротив, помогите организовать пространство игры, предложите «битву» подушками, воздушными шарами. Сделайте акцент на лечении воображаемых пострадавших, завершите игру игрой «в больницу».
þ Облегчить состояние ребенка могут средства неспецифической терапии, к которой относятся всевозможные пластилины, глина, рисование, песочницы и ванночки с водой. Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтическим эффектом.
Очень хорошо, если ребенок лепит или рисует себя, обозначает свою схему тела и даже разрисовывает его. Это способствует психологической разрядке.
þ Постарайтесь обеспечить ребенка позитивными впечатлениями, занятиями спортом, танцами, подвижными играми. Это снижает лишнее напряжение и дает разрядку. Придерживайтесь правильного режима сна и отдыха.
Теплый душ или ванна помогают снять эмоциональное напряжение, а употребление сладкого способствует выработке «гормонов счастья».
þ Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии. Это позволит обратиться к приятным образам прошлого и снизить неприятные воспоминания. Читайте рассказы и сказки, где описываются сюжеты преодоления страха героями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.07.2023
Дата обновления: 03.07.2023
Дата публикации: 07.06.2023